О морских переходах, ледовых полях и речных кругосветках

 

Андрей Рассамахин беседует с директором компании «Речтурфлот» Юрием Павельевым

 

 

Юрий Иванович извинился за опоздание. Завтра должны пойти первые майские рейсы, а на Химкинском до сих пор колотый лёд.  Да ладно Химкинское, это еще "цветочки", Волжские суда не могут пройти Рыбинку из-за ледовой обстановки, чтобы забрать туристов из Москвы. Давно такого не было. С таких взаимных сетований на климат (то Ока обмелеет, то Рыбинское водохранилище к маю не оттает) и начался наш разговор. И без того короткая навигация, а тут еще эти проблемы. Я, - говорит Юрий Иванович, - посоветовал капитанам показать туристам ледовое поле, "упереться носом", чтобы стало ясно, не всё так просто, и рейсы изменяются и сокращаются ради безопасности пассажиров. Беседа продолжилась в офисе фирмы на Соколе.

 

Юрий Иванович, Ваша фирма прежде всего ассоциируется с круизами на Соловки. Расскажите, как пришла идея организации таких круизов и какие для этого потребовалось осуществить мероприятия?

 

Наша фирма начинала на маршруте «Московская кругосветка». Это традиционный маршрут, который любят москвичи. Где-то в 1996 году впервые появились проблемы – Ока стала несудоходной. В тот год наши теплоходы не смогли пройти участок реки в районе Кузьминского гидроузла. Туристов доставили в Нижний Новгород и пересадили на другой теплоход. Остаток навигации мы ходил по Оке только до Мурома. В последующие два года кругосветки не было, а в 1999 году она снова появилась.

 

У речных круизов традиционно есть южное направление – это Ростов и Астрахань, есть восточное направление – Пермь и Уфа, есть западное – Санкт-Петербург. Но не было северного маршрута. И туристы просили нас: «Дайте нам что-нибудь свеженькое». У нас были проекты ходить до Великого Новгорода, а потом мы решили: а почему бы не пройти по Беломоро-Балтийскому каналу до Соловков? Но для этого судно должно было иметь определенную ширину – такое условие поставило управление Беломорканала. Но даже в этом случае наше судно рассматривается как негабаритное, и за каждое прохождение мы платим как за негабаритное судно.

 

Был заказан проект уменьшения ширины судна. Первый проект оказался очень дорогим, и мы не смогли его осуществить. Второй проект мы предложили сами. По этому проекту привальный брус судна был обрезан, и в навигацию 2001 года «Г.В. Плеханов» пошел в первый рейс. Все считали, что это экспериментальный рейс, но для нас он был обычным.

 

На канале есть ночная обстановка, или вы должны проходить его днем?

 

Ночью канал частично освещается, частично не освещается. Но хождение по Беломорканалу в темное время суток запрещено. Поэтому в конце августа, когда ночи становятся длинными, мы делаем рейс в Санкт-Петербург.

 

Многие туристы спрашивают, возможен ли выход теплохода типа «Г.В. Плеханов» в Белое море до Соловков, чтобы им не приходилось пересаживаться на катер?

 

Над этой проблемой мы работаем начиная с 2001 года. Изначально идея была ходить до Соловков, а не до Беломорска. Когда мы просчитывали маршрут, мы разговаривали с управлением порта Беломорск, с местными жителями, которые летают на Соловки на своих катерах. Все в один голос говорили, что Белое море с его огромным количеством островов и мест, где можно спрятаться от непогоды, реальной угрозы для безопасности судна не представляет. Ладога или Онега для него опаснее. Скажем, от Вытегры до Кижей «Г.В. Плеханов» идет 8-10 часов по Онежскому озеру, где вообще негде укрыться. То же самое с рейсами по Ладожскому озеру на Валаам. Это очень серьезные озера. А в Белом море и укрытий много, и переход по нему составляет всего 4 часа. Но это море. А море – это морские правила. И никто не возьмет на себя такую ответственность – разрешить речному судну, не имеющему класса «М» речного регистра, выход в море, тем более с пассажирами.

 

Конечно, туристы иногда жалуются, что мы не договорились, не до конца согласовали маршрут, не заплатили, но что можно поменять в существующем законодательстве?

 

То есть, на Ваш взгляд, перспектив здесь нет?

 

Было совещание в службе речного транспорта, и там эти проблемы ставились одним пакетом: разрешите нам ходить по Азовскому морю, по Каспию и Белому морю. То есть если разрешить нам, то надо разрешать всем.

 

Есть определенные проекты, как сделать «Г.В. Плеханов» судном разряда «М». Но это требует огромных вложений. На кого их возложить?

 

Проект уменьшения ширины судна мы делали за свой счет, не за счет пароходства. А потом по нашему проекту переделали теплоходы «Рылеев» и «И.С. Тургенев». Нам проект обошелся в кругленькую сумму, а они им потом просто воспользовались.

 

Переделка коснулась только привального бруса, или пришлось что-то делать и по высоте?

 

Нет, переделывали только привальный брус. Привальный брус для речных судов – очень важный элемент в наборе корпуса. На него ложится большая нагрузка при швартовках и шлюзованиях.

 

Давайте перейдем к другому вопросу – «Московской кругосветке». Как вы считаете, сохранится ли этот популярный маршрут, и что можно для этого сделать?

 

Кругосветка – это единственный речной кольцевой маршрут. Этот маршрут очень хорошо подходит для теплоходов 305 проекта. Теплоходы строили в Венгрии взамен колесных судов, которые тоже ходили по Оке. Будет ли кругосветка жить? Конечно будет. Единственное, что для этого нужно – вести дноуглубительные работы на самом сложном участке от Константиново до Рязани. Основные проблемы с глубинами – от Белоомутского шлюза до Рязани. Если этот участок привести в порядок, то кругосветка сможет существовать всю навигацию.

 

А шлюзы и их нынешнее состояние являются лимитирующим фактором для судоходства по Оке?

 

Нет, шлюзы не ограничивают судоходство. Конечно, на них требуется что-то поправить, отремонтировать, но основная проблема именно с глубинами.

 

Ока – очень непростая река с точки зрения судовождения. Пользуетесь ли Вы услугами лоцманов?

 

В первые годы мы пользовались услугами лоцманов. Но наши капитаны работают на этих судах уже много лет, и хорошо изучили реку.

 

Ока  - река очень сложная для судоводителя. Капитан должен хорошо знать и чувствовать эту реку. Почему, например, бельские суда не ходят на Оку? Потому что их экипажи не знают реки, им требуется лоцман. Хотя на Оке нет скал, дно песчаное.

 

Чем Ока интересна для туристов – что на берегах все происходит на их глазах. Рядом косят сено, а рыбаки, забрасывая удочки, едва не достают до теплохода. Когда теплоход выходит на Волгу, то туристы видят водохранилища, серые берега, а здесь рядом проходит жизнь, которую можно увидеть.

 

Вы делаете классический вариант кругосветки: Москва – Нижний Новгород – Москва. А не было ли у вас идеи сделать удлиненный вариант этого маршрута, например, Москва – Уфа – Москва с отправлением с Южного вокзала и с возвращением на Северный? Кто-то делал этот маршрут даже с заходом в Горицы.

 

Мы это делали. В первые годы мы ходили до Астрахани, Уфы – уходили с Южного, а возвращались на Северный речной вокзал. Ну а Горицы – это уже надумано. Можно продлить этот  маршрут и до Вытегры – суда этого типа могут ходить до Вытегры через Белое озеро. Я был в Вытегре прошлом году, там решили отреставрировать старый шлюз, но получилась такая яма, обитая досками. Возвращаясь к более длительным маршрутам – «Профессор Звонков» и «Рихард Зорге» остались в первозданном виде, и не совсем подходят для длительных маршрутов. Девять – десять дней на них – это нормально, а двадцать – тяжеловато. Хотя очень многие туристы предпочитают именно такие суда.

 

Сейчас модное поветрие – модернизация теплоходов, я имею в виду увеличение площади кают, установка санблоков, прочий ремонт. Есть ли у Вас подобные планы по теплоходам, которыми вы пользуетесь?

 

Мы стремимся сохранить судно максимально в том виде, как это было заложено в проекте. На судне все по возможности должно быть в первозданном виде. Не надо делать ничего нового, проект был довольно удачным. Пока мы фрахтуем «Звонкова» и «Зорге», мы стараемся сохранить их такими, чтобы пассажирам было приятно, находясь на борту, взглянуть в прошлое. На этих судах нет удобств в каютах, но ведь и на многих турбазах и кемпингах тоже нет удобств в номерах.

 

Правда, у нас есть одна идея, которую мы хотели бы реализовать хотя бы на одном из судов. Мы хотим убрать рубку, перенести ее в носовой салон, и у теплохода получится плоская крыша. Тогда мы сможем проходить под Московскими мостами. У нас в прошлом году была такая ситуация. «Профессор Звонков» пришел в Москву по Оке, сделал короткий рейс на Константиново, а вода тем временем убывала. И он завис на Южном речном вокзале. Мы с большим трудом смогли пробиться на Волгу. А если бы рубки не было, то судно свободно смогло бы пройти под мостами к Северному речному вокзалу.

 

Ни один из капитанов не сказал мне, что этот проект нельзя осуществить. Пароходство не возражает. Но, конечно, такая переделка будет стоить больших денег и хлопот.

 

Спасибо, Юрий Иванович, и успехов Вам!

 

 

Москва, 29 апреля 2003 года

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов